Фото №11 в проекте «Златоустов монастырь — взгляд через стереоскоп»

Следующая фотография, которая переведена в стереоформат для проекта, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, это

Губарев А.А. Большой Златоустинский переулок. Вид сбоку на церковь Захарии и Елизаветы над западными воротами Златоустовского монастыря.

Фотография сделана в 1910-е годы. Материал: бумага, картон, серебряно-желатиновый отпечаток. Размер: 12,8х17,8 см; паспарту: 18,5х33 см.

Фотограф — Александр Александрович Губарев, работник коммунального хозяйства города Москвы, который сотрудничал с комиссией по изучению Старой Москвы Московского археологического общества и оставил нам много фотографических снимков с видами центра и окраин города начала XX века.

Перед нами вид на надвратную церковь свв. Захария и Елизаветы со стороны Лучникова переулка. Справа — здание Большой Сибирской гостиницы, построенной на средства известного сибиряка, торговца и промышленника Николая Дмитриевича Стахеева. На переднем плане в центре – оживленный, полный пешеходов переулок. Среди них ремесленники, рабочие, служащие, студенты, справа группа детей.

Крыши домов и мостовая покрыты свежим белым снегом. Хорошо видны движущиеся по переулку в обоих направлениях сани – зимний городской транспорт. На заднем плане в центре – улица Маросейка.

На переднем плане слева – отдаточный (доходный) дом, заменивший участок монастырской стены. Мы видим рекламные плакаты и вывески, а также часы. В здании находились магазин обуви, часовая мастерская, парикмахерская и «Мастерская биллиардов» Егора Родионовича Зазулина, вывеску которой украшают загадочные предметы, возможно, бильярдные кегли. Егор Родионович возглавлял приходскую общину Златоустовского монастыря, в том числе в первые годы после революции 1917 года. Именно наличие общины позволило продолжать службы в монастырском Соборном храме в течение нескольких лет после переворота.

Далее — главный вход в Златоустовский монастырь – надвратная церковь свв. Захария и Елизаветы. На фоне ясного неба возвышается изящный купол храма, под ним виден барабан с каменными завитками-волютами.

Основное помещение храма на втором этаже имеет крытую галерею. В этом ракурсе ее хорошо видно. Галерея украшена резной чугунной решеткой, выполненной к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Храм был достроен и освящен в 1742 году на пожертвованные ей средства. В начале ХХ века решетка находилась под охраной города как культурная ценность.

По обеим сторонам от Святых врат – главного входа в монастырь, мы видим два навеса: первый – вход в часовню, а второй – в помещение для сторожа.

Время на часах не видно, но мы можем предположить, что фотография сделана в первой половине дня, поскольку световой день еще не закончился. Можно также представить себе чистый морозный воздух с запахом дыма от печного отопления — настоящая рождественская Москва!